10 Ноя БОРХЕС: ИСТОРИЯ ОДНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ
В 1976 году нобелевский комитет по литературе отклонил кандидатуру аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса из-за того, что тот скомпрометировал себя, получив накануне награду за достижения в области искусства из рук чилийского диктатора Пиночета. Генерал пришёл к власти с помощью США, но к этому времени американцы от него уже отвернулись, превратив в «противника демократии». Старый, совершенно ослепший Борхес оправдывался тем, что не читает газет и ничего не знает об ужасах чилийского режима. Ему это не помогло — премию в тот год вручили довольно посредственному американцу. При этом популярность Борхеса уже в шестидесятые годы прошлого столетия была огромна. Тиражи его книг били рекорды, в каждой читающей семье Европы и Латинской Америки наряду с Библией были его произведения. Лауреат нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркеса признавался, что обязательно берёт в дорогу томик Борхеса, который сопровождает его в любом гостиничном номере. Новаторский стиль Борхеса, писавшего фантастические рассказы, похожие на культурологические тексты, на глухие пророчества, погружающие в лабиринты истории, богословия и филологии, породил великое множество подражателей. За энциклопедически образованным аргентинцем, как-то сказавшим, что рай — это библиотека, закрепился эпитет «постскриптума к мировой литературе». У читателя его коротких текстов — когда Борхеса просили создать что-нибудь объёмное, он отвечал, что сумма его рассказов и есть один увесистый роман — складывается впечатление, будто их автор разгадал загадку мироздания, нашёл ответы на все вопросы бытия. Когда Борхес приехал в Техасский университет, то зал на его первой лекции по древнегерманской литературе был переполнен. Не дав раскрыть ему рта, непосредственные американские студенты стали выкрикивать: «Борхес, есть ли Бог?», «Существует ли потусторонний мир?», «Каков смысл нашей жизни?» Смущённый старик ответил, что знает не больше присутствующих. На следующей его лекции слушатели уместились на одном ряду. Но Борхес искренне радовался, когда в его семинар по литературе раннего Средневековья записались целых две девушки. «Это вселяет надежду, — заявил он в одном из интервью, — значит интерес к прошлому нашей цивилизации не будет утрачен»
До конца жизни Борхес оставался директором Национальной библиотеки Буэнос-Айреса, и при всемирной известности не был богат. Он издавал также литературную серию под названием «Библиотека Борхеса», отмечая книги своим предисловием. Попасть в неё считалось престижным. По рассказам Борхеса снято множество фильмов, он послужил прообразом слепого библиотекаря из средневекового монастыря в известном романе нобелевского лауреата Умберто Эко «Имя розы». Но сам классик мировой литературы «нобелевку» так и не получил. Впрочем, одному богу известно сколько вопиющей несправедливости допущено из-за вмешательства политики.